Главная \ Статьи \ Шламовые насосы

Шламовые насосы

« Назад

Шламовые насосы – гидравлические машины для прокачки жидкости с большим количеством твердых крупных примесей. Содержание включений может достигать 2500 килограмм на кубический метр жидкости. В качестве насосов перекачки шлама применяют гидравлические машины центробежного и вихревого типа особой конструкции. Основные сферы применения насосов для шлама:

  • Перекачивание воды из водоемов искусственного и естественного происхождения.
  • Работы по углублению фарватера рек и дна водоемов.
  • Откачка осадка из отстойников очистных сооружений, котлованов и емкостей различного назначения.
  • Добыча песка и гравия из карьеров, а также транспортировка угля и других полезных ископаемых гидравлическим способом.
  • Системы ирригации.
  • Системы водоотлива на шахтах.
  • Строительство гидротехнических сооружений и мостов.
  • Системы пожаротушения с естественными источниками воды.
  • Откачка отработанной жидкости при бурении скважин.

Виды шламовых насосов

По расположению вала насоса перекачки шлама различают:

  • Вертикальные гидравлические машины. Вал таких гидромашин расположен в вертикальной плоскости.
  • Вертикальный шламовый насос

  • Горизонтальные насосы для шлама. Вал этих установок размещен горизонтально.
  • Горизонтальный шламовый насос

По назначению выделяют:

  • Гравийные насосы.
  • Гравийные насосы

  • Угольные гидравлические машины.
  • Угольный насос

  • Рефулерные насосные агрегаты.
  • Рефулерный насос

  • Зумпфовые насосы для шлама.
  • Зумпфовый насос

  • Пенные гидромашины.
  • Пенные гидромашины

По конструкции насосы для шлама бывают:

  • Насосные установки сухого типа. Наиболее распространенный тип устройств для транспортировки шламовых вод. Такие агрегаты изготавливают 2 видов. С отдельно находящимися резервуарами, подшипниками и приводом, изолированными от контакта с рабочей средой и гидромашины с совмещенным резервуаром, где насос размещен в нижней его части. Эти шламовые насосы относятся к агрегатам вертикальной конструкции. Такое устройство исключает захват воздуха и предотвращает связанные с ним проблемы.
  • Гидромашины полусухого типа. Гидравлическая часть такого насоса перекачки шлама погружена в рабочую среду, приводной двигатель располагают на поверхности. Такие агрегаты относятся к установкам горизонтального расположения.
  • Гидравлические машины мокрого типа. Шламовый насос такой конструкции приспособлен для полного погружения в жидкость. Приводной двигатель этих агрегатов полностью герметичен, что исключает его поломки, связанные с попаданием воды в электрическую часть. Кроме того, погружная конструкция обеспечивает эффективное естественное охлаждение электродвигателя. Агрегаты такого типа не требуют фундамента для монтажа.

Принцип действия и особенности конструкции шламовых насосов

Принцип действия шламового насоса ничем не отличается от принципа работы обычного агрегата центробежного типа. При вращении рабочего колеса центробежная сила вытесняет жидкость на периферию каналов насоса, а затем и в напорный патрубок. Благодаря разряжению, возникающему в центральной части рабочих каналов, через всасывающий трубопровод происходит всасывание рабочей жидкости. Как любая центробежная гидравлическая машина, шламовый насос состоит из:

  • Рабочего колеса – основного рабочего органа гидромашины. Рабочие колеса для таких насосных агрегатов изготавливают 3-х типов:
    1. Закрытые рабочие колеса. Ими комплектуются насосные агрегаты для перекачивания жидкости с некрупными включениями. Износ рабочего колеса такого типа незначительно влияет на к.п.д.
    2. Полуоткрытые рабочие колеса. Такие рабочие органы используются в конструкции гидромашин для транспортировки сред высокой вязкости с примесями среднего диаметра и пузырьками воздуха. К недостаткам таких рабочих колес можно отнести невысокий к.п.д.
    3. Вихревые рабочие колеса. Насос для шлама, оснащенный таким рабочим колесом, нечувствителен к захваченному воздуху и пригоден для перекачки вязких жидкостей с крупными включениями. К.п.д. таких насосов для шламовых вод несколько ниже гидромашин с полуоткрытыми рабочими колесами.
  • Корпуса. Эта часть гидравлических машин бывает трех видов: концентрической формы, улита и полуулита. По исполнению различают составные и цельнолитые корпуса. Первыми комплектуют насосы больших размеров для облегчения ремонта и технического обслуживания. Цельные корпуса более прочны, ими оснащено большинство насосных агрегатов для перекачки шлама.

Достоинства и недостатки насосов для перекачки шламовых вод

Гидравлические машины для шламовой жидкости центробежного типа имеют следующие преимущества:

  • Высокая производительность при относительно небольших габаритах.
  • Возможность быстро произвести монтаж и демонтаж.
  • Высокий к.п.д.
  • Стабильные гидравлические характеристики. Центробежный шламовый насос обеспечивает стабильное давление и напор.
  • Возможность автоматизированной работы и удаленного управления и контроля рабочих параметров гидромашины.
  • Относительно несложное техническое обслуживание и ремонт.

К недостаткам таких насосов следует отнести высокий износ рабочих частей, обусловленный тяжелыми эксплуатационными условиями.

Чтобы продлить срок службы насоса для шлама, используют следующие защиты и их комбинации:

  • Шламовый насос оснащают корпусом и рабочим колесом из твердого легированного белого чугуна с высоким содержанием хрома, углерода и марганцовистой стали.
  • Гидравлическая машина комплектуется рабочим колесом из легированной стали с высоким содержанием марганца и корпусом, защищенным каучуковым или полиуретановым покрытием. Такой защитный слой отталкивает абразивные взвеси и гасит удары крупных частиц, препятствуя повреждению и износу частей насоса.
  • Насосные агрегаты укомплектованы корпусом и колесом с защитным покрытием из упругих твердых полимерных материалов. Для особо тяжелых рабочих условий изготавливают насосы с керамическим напылением рабочих органов.
  • Установка на вал насосного агрегата приспособления, которое переводит во взвешенное состояние осевшие включения. Это облегчает процесс работы устройства для транспортировки шламовой жидкости агрегата, снижает его износ, увеличивает срок службы.